• Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
Леди > Семья и карьера > Психолог: из детского сада — в школу

Психолог: из детского сада — в школу

01.09.2011 15:10 Женщина

"Начало школы является абсолютно новой ситуацией для семилетних детишек. Однако, и для родителей это означает начало больших перемен в жизни, к которым зачастую родители подготовлены хуже своих детей" — признается детский психолог клиники Premium Medical, специалист- педагог по методу Монтесори Инга Адамсоне.

Новая ситуация связана с переменой социальных ролей, личности, отношений и обстановки, это относится не только к ребенку, но ко всей семье. Волнуясь за своих детей родители переживают множество очень сильных эмоций, среди которых радость и гордость, а также грусть и чувство утраты, как например, когда дети уходят из дома. Родители понимают, что со школой у ребенка начинается "серьезная жизнь".

Психолог Инга Адамсоне рекомендует:

  • Желательно, чтобы все необходимое для школы было куплено заранее, чтобы путь в школу был уже знаком, произошла первая встреча с учителем, был осмотрен класс (не во всех школах это возможно) и т.д., чтобы ребенок понимал, что его ожидает. Знакомство с новыми условиями перед началом учебы является важным элементов в подготовке ребенка к школе.
  • В период освоения ребенка в школе — во время первых двух-трех месяцев — запланировать дополнительное время, которое вы будете проводить вместе с ребенком и решать проблемы, связанные со школой. Ни в коем случае нельзя пустить все на самотек, потому что в таком случае можно упустить какую-либо важную деталь, которая в будущем может лишить ребенка радости учебы, доставить проблемы в общении и т.д. Вся семья подвержена перепланировке порядка дня и недели и это уже целая стратегия. Ребенку попеременно приходится находится в двух социальных системах — дома и в школе, это требует пересмотреть распорядок дня и разделение обязанностей среди родителей. Атмосфера в семье становится более жесткой, определенной, поэтому важно целеустремленно запланировать отдых.
  • Не следует впадать в крайности, т.е. не делайте все вместо ребенка и не отказывайте ему в помощи со словами, что он сейчас большой, мол, пусть все делает сам. Родители не должны превращаться в прислуг или строгих надзирателей, но детям необходимо чувствовать их поддержку. Самый подходящий способ поддержать ребенка, если ему нужна помощь, это делать что-то вместе, например, ребенок самостоятельно собирает сумку в присутствии родителей, нельзя сидеть и показывать пальцем, что ему следует учить — он сам должен знать, какие домашние задания нужно выполнить, но если нужна помощь, то важно, чтобы родители были рядом.
  • Отдельная тема — выполнение домашних работ. Домашняя работа показывает влияние школы на семью. Чаще всего в выполнение домашних работ включается мама — организовывает, наблюдает и помогает, часто это превращается в причину для ссоры, чего следует избегать. Важно не путать функции школы и семьи. Обычно домашние работы соответствуют возможностям ребенка, поэтому ребенку важно почувствовать отношение — я сам могу справиться со своими заданиями. Критика и перфекционизм — это главные вредители. Часто у родителей более высокие требования, чем у учителя. Это показывает ожидания родителей и их желание гордиться ребенком и его успехами. Домашние работы открывают новую сферу, в которой родители показывают детям как свою заботу, так и критику. В сравнении с детским садом для ребенка это совершенно новый опыт. Со стороны родителей это показывает жесткую иерархию — ребенок подчинен родителям, в то же самое время ребенок борется за свою независимость, поэтому меняются отношения между детьми и родителями. Детям хочется одним играть вне дома, одним идти в школу, самим выбирать одежду, они протестуют против чрезмерной заботы и контроля родителей. Родителям нелегко принять это.
  • Не делать резких изменений в ежедневных ритуалах, например, если до этого вы читали по вечерам книжку, то только потому что наступило 1 сентября не следует прекращать это делать, особенно, если ребенок хочет этого. Если вы будете придерживаться привычных вещей, то у ребенка не появится ощущения будто весь мир перевернулся с ног на голову.
  • Говорите с ребенком. Очень важно обсудить с ними что-то, выслушать их, их сомнения и страхи, сказанное ребенком важно воспринимать серьезно и не смеяться о его переживаниях. Самый распространенный вопрос, который родители задают детям — как все прошло в школе? Самый распространенный ответ — нормально. Но следует помнить, что ребенок может не понять, не задуматься о том, что следует рассказывать, поэтому лучше задавать не общие вопросы, а конкретные, например: "Ты уже подружился с кем-нибудь в классе? Что у тебя получается лучше всего?" и т.д. и если ребенок отвечает очень резко, уклончиво, то возможно, стоит поговорить с учителем, чтобы услышать его мнение о том, как ребенок чувствует себя в школе. Это не означает, что всегда нужно допрашивать ребенка, но важно обратить внимание на то о чем и как ребенок рассказывает о происходящем в школе. Так как школа является источником многих новых переживаний, то важно прислушаться к ребенку и помочь понять происходящее.
  • Если родители знают, что их ребенок эмоционально чувствительный, то хорошо дать ему с собой в школу какую-то любимую вещь, например, фотографию семьи, которую можно положить в дневник и т.п.
  • Помните, что подготовка к письму, счету, чтению, работе с материалами и т.д. в основном прошла как в детском садике, так и дома, но было уделено меньше внимания социальным, когнитивным навыкам и самоконтролю, к тому же следует принять во внимание различие в развитии — девочки обычно осваивают эти навыки раньше, мальчикам нужен немного больший срок. Способность к решению проблем у девочек тоже проявляется раньше, это все нужно помнить. Хотя и мальчики, и девочки радуются идти в школу, это легче проходит у девочек из-за особенностей их развития.
  • Если в семье происходят особые события, например, рождение брата и сестры, неожиданная болезнь кого-то из семьи, смена работы родителей или отъезд на заработки заграницу, смерть кого-то из членов семьи, развод родителей — это осложняет ситуацию как детям, так и родителям, но родители как взрослые должны понимать как с этим справиться и уделять особое внимание первокласснику. В первый год дети очень эмоционально реагируют на смену учителей или их болезнь, во время которой их замещают другие учителя, на перемену занятий. Но детям нужно научиться справляться с новыми вызовами и ситуациями без вмешательства родителей, однако в решение серьезных проблем родителям однозначно следует вмешиваться. Иногда имеет смысл взвесить возможность проконсультироваться с психологом.
  • Следует помнить, что все дети разные — одни смелые и уверенные, другие — неуверенные, даже боятся неизвестной ситуации. Поэтому ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми.
  • Помните, что главная цель школы — это учеба. В школе будет много других детей, очень много новых впечатлений. У них меняются задачи и обязанности — то что раньше можно было делать или не делать — сейчас нужно делать. Эйфория быстро пройдет, но для того чтобы сохранилась здоровое желание учиться и чувствовать себя комфортно в школе, следует следить за процессом. Детям нужно научиться учиться, выработать свой ритм и режим учебы и отдыха.
  • Обратите внимание, что у школьника меняются отношения с сестрами и братьями, если они есть — они будут демонстрировать превосходство над младшими и перестанут слушаться старших как раньше из-за чего могут появиться конфликты. Ребенок может завидовать младшим, потому что у них все еще свободный режим.
  • Если вы приложите небольшие усилия в первый период школы, то таким образом вы создадите хорошую основу для последующих школьных лет, которые могут подарить ребенку много хороших и незабываемых переживаний. Хорошо, если ребенок ощущает, что родители верят в его силы, его готовность начать школу и привыкнуть к ней, хорошо чувствовать себя в ее атмосфере. Помогает, если и родители упоминают школу как "хорошее место" и учителя как надежного проводника и помощника.
  • Существуют разные методы, помогающие развить навыки учебы в дошкольном возрасте, способствующие развитию ответственности, внутренней мотивации, самостоятельности и напористости. Как один из них можно упомянуть педагогику по методу Монтесори, которую можно использовать для детей начиная с одного года.


зачастую родители подготовлены хуже своих детей

Это точно! В прошлом году доча пошла в 1 класс, некоторые дети поразили "тупостью" и "невоспитанностью" :(
Учителя дёргали за одежду, обращались на ТЫ, называли "Тётенька!" - где были родители до 7-ми лет? Трудно объяснить ребёнку - что такое школа и кто такой учитель?

Pochemu u maljshika v zhiletochke SIMVOL MARIHUANI vishit? :))