• Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
Леди > Семья и карьера > Яков Плинер. О гендерной педагогике

Яков Плинер. О гендерной педагогике

18.01.2012 16:23 Женщина
Индекс материала
Яков Плинер. О гендерной педагогике
чему статья? Собираетесь открыть частную школу для
раз для тупых и толерантных. Это -

В Латвии целое созвездие проблем общих, педагогических и не только. Это: ухудшение состояния здоровья школьников;
низкий уровень реальной успеваемости и качества знаний детей; нарастание неадекватных форм поведения, в том числе агрессивных; ослабление позиций семьи в воспитании детей; увеличение количества беременностей среди несовершеннолетних. Решение этих проблем далеко не только задача педагогики, это задача государства, семьи и школы.

Нельзя объять необъятное, невозможно одним махом решить все проблемы, но хоть что-то улучшить можно, если родители и учителя будут знать основы гендерной педагогики, ведь и в семьях, и в школе совместно растут, учатся, воспитываются дети разных полов — мальчики и девочки. Если мы будем учитывать их различия, то и результаты в конечном итоге будут лучше.

Каковы же эти различия?

В наших школах обучение совместное. Значит, мы должны учитывать гендерно-типологические особенности развития детей в процессе обучения и воспитания и создавать педагогические условия, направленные на максимальную реализацию личностного потенциала, как мальчиков, так и девочек, что, безусловно, архисложно.

Методология гендерного подхода в обучении мальчиков и девочек нашей наукой почти не разработана. Готовых решений нет.

Призываю каждого учителя и родителя задуматься над этими вопросами.

В ряде стран, например, в Англии, США имеются школы раздельного обучения мальчиков и девочек. Зарубежные ученые считают наиболее эффективным в обучении мальчиков это:

• широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;
• минимум повторений пройденного материала;
• высокая плотность подачи учебного материала;
• работа на уроке в режиме поисковой активности;
• акцент на самостоятельность принимаемых решений;
• использование групповых форм работы с элементами соревновательности и обязательной сменой лидера;
• подход к формированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом;
• необходимость конструктивной оценки выполненной работы.

В обучении девочек это:
• размеренный темп подачи учебного материала;
• широкий спектр эмоционально поданной информации;
• повторение пройденного материала с использованием наглядных пособий;
• предварительный отбор принципов работы с потенциально трудными для девочек заданиями;
• опора на предметные наглядные пособия при изучении тем, требующих определенного уровня абстрагирования;
• стимулирование интереса к поисковой деятельности, нахождению собственных решений незнакомых, нетиповых задач;
• необходимость эмоциональной и конструктивной оценки по ходу и результатам выполненной работы.

Поощрение, похвала нужны как мальчикам, так и девочкам. Ситуативно-коммуникативный метод в изучении иностранных языков подходит также для детей обоих полов.

Известно, что к началу школьного обучения мальчики как бы отстают от девочек. У них позднее формируется зрительный анализатор, хуже развито зрительное восприятие.

Именно у мальчиков в начале обучения может снизиться острота зрения, могут появиться трудности в длительном наблюдении.

У мальчиков, как правило, лучше развита крупная моторика; у девочек — мелкая моторика (пальцев и кистей рук). У мальчиков чаще успехи на уроках спорта; у девочек — меньше проблем с почерком.

Мальчики обладают лучшим пространственным воображением, превосходят девочек в понимании геометрических фигур.

Мальчики активны в обучении, ориентированы на движение тела, т.е. стимулируют развитие своего пространственного восприятия. Они доминируют в логико-математических умственных способностях, опираясь на них в большей степени, чем девочки.

Мальчики обладают картинным мышлением. Они должны увидеть то, что им объясняют. Девочки лучше усваивают материал, воспринимают информацию, если читают и записывают.

Мальчикам более свойственная дедукция: от общего — к частному. Девочкам — индукция: от частного — к общему.

Девочки допускают меньше грамматических ошибок. Мальчики же в возрасте от 4 до 14 лет опережают девочек по способностям к рассуждению.

Различны дети разных полов и по уровню внимания. В целом внимание имеет лучшие показатели на всех уроках, за исключением математики, у девочек.

В целом девочки превосходят мальчиков по объему и точности выполнения заданий.

Память всегда индивидуальна. Девочки лучше запоминают материал, предъявленный как зрительно, так и на слух. Девочки имеют преимущество по показателям долговременной словесно-ассоциативной памяти. У мальчиков становление слухоречевой и особенно зрительной памяти активно идет в период от 6 до 10 лет. Показатели зрительной памяти значительно улучшаются к 12 годам.