• Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
Леди > Семья и карьера > Яков Плинер. Такие простые сложные истины

Яков Плинер. Такие простые сложные истины

05.03.2012 18:43 Женщина
Индекс материала
Яков Плинер. Такие простые сложные истины
cto jasa.starost ne radost.propisnije istini povtorjajes.zaimis ribalkoi.
ВАМ Яков за умную и содержательную статью.

проблемой школьного образования является вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Успешность ребенка в школе и в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся и могут помочь ребенку, поддержать его.

С высот своего возраста, педагогического опыта (стаж — более 40 лет) и ученой степени, я решил подарить родителям мини-пособие по обучению и воспитанию.

Правила общения

Сохраняйте в общении с детьми дружелюбный тон. Покажите ребенку, что вы его любите, уважаете. Можно выражать свое недовольство поступками ребенка, но не им самим. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно может перейти в неприятие.

Как поддержать самоценность ребенка

Безусловно, беззаветно принимайте ребенка. Заинтересованно выслушивайте его рассказы о переживаниях и потребностях. Чаще проводите время с ребенком (играйте, читайте, обсуждайте, гуляйте и т.п.). Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справится сам. Помогайте, когда он просит. Поддерживайте каждый успех. Проявляйте доверие к ребенку, делитесь с ним своими чувствами. Конструктивно, без истерик и ругани, решайте конфликты. Используйте в общении приветливые фразы, ласковые слова. Обнимайте своего ребенка несколько раз в день.

Психотерапия неуспеваемости

Правило первое: не бей лежачего. "Неуд" — достаточное наказание, не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Нужны не новые упреки, а спокойная, разумная помощь.

Правило второе: не более одного недостатка в день. Знайте меру. Иначе ваш ребенок перестанет реагировать на замечания, "отключится", станет нечувствителен к вашим словам и оценкам.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься… Посоветуйтесь с ребенком и начните ликвидацию с тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.

Правило четвертое: хвалить — исполнителя, критиковать — исполнение. Отделяйте оценку личности ребенка от оценки его работы. Положительная оценка должна относиться к юному человеку, что будет способствовать желанию учиться. Критика должна быть более безличной: "Такие задачи нужно решать в одно действие, а не в два", а не "Как ты мог не решить эту задачу?!".

Правило пятое: ваша оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неудачами.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого ребенка, которого не за что было бы похвалить. В идеале ребенку нужна похвала, похвала и еще раз похвала.

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо дробно, дифференцированно. При дифференцированной оценке у ребенка не будет чувства полной неудачи. Возникнет мотивация учения: "Еще не все знаю, но могу и хочу знать".

Правило восьмое: ставьте перед ребенком конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть.

Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а субъектом, соучастником, тогда и результаты не заставят себя ждать.

О наказаниях

Шлепая ребенка, вы учите его вас бояться. Шлепки не изменяют поведения ребенка. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей. Очень часто наказание не исправляет поведения ребенка, а лишь преображает, приучает дитя к вранью. Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным. Телесное наказание допустимо лишь как "ЧП", как хирургическая операция, т.е. когда уже все принятые меры не помогают.

Чем заменить наказания?

Терпением, объяснением, убеждением, отвлечением, поощрением. Доказано, что поощрения более эффективны чем наказания.

Чему необходимо научить ребенка?

Любить себя. Кто не любит себя, тот не может любить других. Уважая себя, уважать других. Считаться как со своими интересами, так и с интересами окружающих.

Интерпретировать поведение — понимать и объяснять поведение людей, объяснять собственное поведение; общаться с помощью слов. Понимать различие между мыслями и действиями. Интересоваться, задавать вопросы. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Не бояться неудач. Думать самому, самостоятельно. Отвечать за свои поступки и действия, предвидеть последствия своих поступков.

Как привить интерес к чтению?

Дети должны видеть родителей за чтением книг. По очереди читайте с детьми сказки, рассказы, смешные истории. Покупайте книги, дарите их детям. Пусть дети сами выбирают себе книги (в библиотеке, книжном магазине). Спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают. Поощряйте чтение своих детей. Дома желательно иметь детскую библиотечку. Знайте, что компьютер не может заменить книги. Книги воспитывают чувства. Компьютер лишь помогает найти информацию.

Как творчески развивать ребенка?

Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел. Не ругайте за беспорядок во время его творческого процесса. Требуйте приведения рабочего места в порядок после его окончания. Покажите ребенку, что вы его любите и принимаете таким, какой он есть, а не только за его успехи и достижения. Помогайте ему строить свои собственные планы, принимать решения и улучшать результаты своей работы. Поручайте своему ребенку посильные домашние дела и заботы. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам. Давайте ему карманные деньги.

Такие простые сложные истины

Дорожите любовью своего ребенка. Ни в коем случае не унижайте его. Не угрожайте. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти. Не опекайте излишне своего ребенка там, где можно обойтись без опеки. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру в своей любви и меру своей родительской ответственности. Не читайте ребенку бесконечных нотаций, он их просто не будет слышать. Будьте последовательными в своих требованиях. Да — это значит да. Нет — значит нет. Не лишайте своего ребенка детства. Предоставьте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства скоротечен. Самое большое родительское счастье — увидеть состоявшихся, образованных, успешных, умных и благодарных детей!