• Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
Леди > Жизнь > Блог Илоны Яхимович. Слушаем босанову

Блог Илоны Яхимович. Слушаем босанову

17.05.2010 19:40 Женщина
Индекс материала
Блог Илоны Яхимович. Слушаем босанову
Да не слушаем мы босанову.
то я понять не могла чего так

Мода на жанр, основанный в прошлом веке Карлосом Антонио Жобимом, стала очевидной. Взять хотя бы последний альбом пианистки и певицы Дайаны Кролл или совместную концертную программу Ирины Богушевской, Алексея Иващенко и джазового оркестра "Мираж", 8 марта прозвучавшую и в Риге. Огромные тиражи проданных дисков и полные залы — очевидное доказательство популярности жанра.

А что, собственно в этой музыке? Какие именно ноты, ритмы, звуки так притягивают слушателя? Тем более вопрос актуален, когда босанова исполняется на оригинальном — португальском языке. В текстах жужжаще-шипящие "жи-ши" и "ши-жи" разбрызганы щедро. Казалось бы, непривычно, а, значит, и нашему ленивому уху без надобности. К сожалению, из моих собственных наблюдений следует неутешительная тенденция в выборе музыки слушателем. Основной принцип — слушаю известные имена. Вот "золотой голос" — это понятно, а что-то новое, другое, не звучащее на Первом канале — и пробовать не буду. Полное, я бы сказала, безропотное подчинение мнению неизвестного редактора известного канала. Безоговорочное доверие уху большинства.

В музыке же, как раз общепринятый принцип демократии совсем не подчеркнет, а, наоборот, принизит оригинальность слушателя. Добившиеся коммерческого успеха и действующие по правилам шоубиза (как принято называть шоу бизнес в последнее время) музыканты, не всегда выдают искренний продукт. Им приходится идти на определенную сделку с продюсерами, запросами каналов, общепринятыми стандартами, рекламными уловками.

Но это все вовсе не означает, что и мы, зрители, должны подчиняться законам шоубиза. Ведь не обязательно покупать билет на концерт певца, чью рекламу крутят особенно часто. Или (это очень актуально для Риги) идти на концерт исключительно потому, что "там все будут!".

Хоть режьте меня, ну не могу я понять, когда у Дениса Мацуева и Дениса Майданова один зритель! Я не шучу. Это факт. Разведка доложила точно, что и в Опере на камерной джазовой программе, и в Доме Конгрессов на примитивной эстраде были замечены одни и те же узнаваемые персоны. С другой стороны, это хорошо — у организаторов разных гастролей всегда будут зрители.

Я же патриотично и любознательно слушаю чудесный альбом Chove chuva рижской певицы Иоланты Гулбе. И могу искренне, без рекламных уловок, порекомендовать его нуждающимся в покое слушателям. Мягко, ритмично, как-то клубно (в дорогом понимании понятия "клуб"). Кажется, что и нет у нас такого места, в смысле, клуба, где бархатный занавес делает звук еще более мягким, а обстановку — еще более изысканной , где публика не кричит во время исполнения песни, где дарят цветы красавице-певице, где властвуют контрабасы и щеточки и где царит живой звук.

Иоланта Гулбе исполняет классические босановы Жобима так, как будто прожила в Португалии долгое время. Ее тексты на португальском звучат гармонично, уверенно. И это не спроста. Иоланта знает перевод каждого слова и ориентируется в склонениях и спряжениях экзотического языка.

Уверенности проекту, думаю, придает и то семейное обстоятельство, что с Иолантой работает ее муж — известный джазовый саксофонист, флейтист и продюсер прогрессивных проектов Денис Пашкевич. Есть в пластинке и одно исключение. Трек — Ntylo — вовсе не босанова, а традиционная африканская песенка, исполненная на редком наречии.

А есть еще один, ну совсем уж не коммерческий проект. Я бы даже не назвала концерт, который состоится в ближайшую субботу в Первой студии Латвийского радио, музыкальным. Скорее, эмоционально-звуковым. Композитор из Кишинева Михаил Афанасьев создает музыку, которую невозможно слушать на бытовой аппаратуре (отсюда и выбор места проведения концерта — профессиональная студия). На простом проигрывателе или компьютере, из непрофессиональных колонок будут слышны лишь непонятные шумы. При правильном же подзвучивании, создается звуковое поле, воздействие на организм человека которого можно сравнить с воздействием колокола или гонга (считающегося развернутым колоколом). При правильном эмоциональном настрое возникает медитативное ощущение , возникают звукообразы, и, как говорит, композитор, "идет внутренняя работа над собой".

Понятно, что такой концерт не для широкой аудитории, да и мест в зале не более сотни. Но если Вам интересен эксперимент, в том числе и эмоциональный, приходите. .

Приятных музыкальных открытий!